+7 (921) 056-44-81

Программа «Интуитивное родительство». Обучение родителей созданию условий для раскрытия потенциала ребенка на основе теории привязанности

Царева Наталия Владимировна, аккредитованный психолог/психотерапевт (СРО Союз психотерапевтов и психологов), действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, Advanced Practioner of Generative Change IAGC, руководитель тренингового центра MIND ECOLOGY. Россия, Вологда.
 Меликсетян Сергей, психолог, Practioner of Generative Change IAGC, руководитель тренингового центра FEDERAL LEADER GROUP, Россия, Москва.

Аннотация. В докладе рассматривается концепция программы обучения родителей принципам и навыкам создания безопасных условий для развития и раскрытия потенциала ребенка на основе теории привязанности Джона Боулби. Рассматривается значение сформированных установок родителей на воспитание, развитие навыков у родителей, способствующих формированию надежной привязанности и типов привязанности родителей, как возможных факторов влияния на формирование стиля привязанности ребенка. Дается общее описание подхода обучения родителей теории
 привязанности в ее практическом аспекте. Обсуждается психотерапия здоровых.

Целью создания программы «Интуитивное родительство» было осуществить сдвиг парадигмы родительства с выбора метода воздействия на ребенка к подходу, ориентированному в первую очередь на внутреннее благополучие родителя, включающее в себя навык управления ресурсным состоянием и развитые навыки внутриличностного интеллекта.
 В ходе создания программы были изучены установки о родительстве и воспитании детей, которые распространены среди родителей и тех, кто только задумывается принять на себя эту роль. Опросы в форме онлайн анкетирования 70 взрослых от 28 до 55 лет показали, что в вопросах воспитания детей родители полагаются на собственные представления и взгляды, мнение современных популярных экспертов, вместе с тем зачастую отрицая опыт предыдущего поколения родительской семьи. Анализ установок взрослых и их информированность в вопросах воспитания и в том числе в теме теории привязанности, наш собственный опыт психологического консультирования взрослых по
 вопросам детско-родительских отношений и опыт коллег, работающих с детьми, привели нас к созданию идеи программы для родителей на основе теории привязанности и вместе с тем практической в плане освоения навыков. Вот некоторые выводы, которые привели нас к созданию этой программы.

Современная информационная перенасыщенность экспертными знаниями, советами, методами, приемами создает у родителей иллюзию того, что если бы они знали   правильный метод воспитания, подобрали верные слова, то ребенок тут же бы «починился». Для практикующих психологов достаточно распространенным является запрос родителей, обращающихся за консультацией: сделайте что-нибудь с моим ребенком; что мне сделать или сказать, чтобы он меня послушал; какой вид санкций нужно применить, чтобы заставить ребенка вести себя определенным образом. Объектом воспитательного процесса представляется ребенок, с которым в понимании родителей «что-то не так».

В задачи программы входит осознание участниками значения привязанности в развитии ребенка, а также роли родителя, который несет ответственность за создание, восстановление и укрепление привязанности. Именно привязанность тот секретный
 ингредиент детско-родительских отношений, который позволяет решать большинство проблем воспитания. Ребенок не «поломан», с ним все в порядке. Нарушение связи порождает проблемы.

Отношение родителей к опыту предыдущих поколений имеет два разнонаправленных значения: 1) Нет смысла учиться воспитанию. Нас воспитали – и мы воспитаем. 2) Хочу воспитывать своих детей не так, как воспитывали меня. Как первая, так и вторая установка современных родителей таит в себе своего рода подводный камень, так как в обоих случаях может отсутствовать осознание родителями унаследованных из раннего детского опыта схем построения близких отношений и травм привязанности, что не может не влиять на то, как они выстраивают эту связь со своими детьми. [3] Эрих
 Фром писал [12], что мы принимаем за норму состояние психики своих родителей и родственников или психику социальной группы, в которой мы живем и опыт других отношений нам сложно представить, когда человек, не имел его ранее ни в
 детстве, ни в последующей жизни. В первом случае мы можем встречаем мнение: с нами не сюсюкали в детстве и моим детям это не надо. Во втором случае неблагополучного опыта детства родителей, такого как истории дисфункциональных семей, где присутствовало насилие, зависимости, взрослые люди часто дают себе обещание не быть похожими на своих родителей. Это похоже на то, как пассажир приходит в кассу вокзала и просит: дайте мне билет отсюда. Не понятно, куда точно нужно прибыть. Каким родителем быть вместо той модели, которая усвоена в своей семье? Иногда необходимых
 навыков любви, построения поддерживающей связи просто нет в опыте. Как научиться тому, чему не научили в детстве?

Еще одна из достаточно распространенных установок о родительстве гласит, что до определенного возраста дети должны быть с мамой, а потом подключается отец к воспитанию. В своей статье [1] Авдеева Н.Н. высказывает мнение, что «некоторые теоретики феминистической направленности интерпретировали теорию привязанности как поддержку традиционного представления о женщине, главное предназначение которой – заботиться о ребенке и ухаживать за ним.
 Подобное утверждение неправомерно, так как теория привязанности не определяет, что человек, заботящийся о ребенке, должен быть обязательно матерью, или ограничен только женским полом. Центральным моментом, определяющим благополучное и здоровое развитие, согласно теории привязанности, является удовлетворение потребности младенцев в отзывчивых, заботливых отношениях с одним или несколькими взрослыми». В создании программы «Интуитивное родительство» мы задались целью показать и другую точку зрения – как отец может играть свою важную роль с первых дней жизни ребенка. Именно поэтому добрая половина участников нашей программы – отцы и будущие отцы. Тренеры программы также представляют свой отцовский и материнский опыт, но не как идеальные ролевые модели, а как
 разнообразие взглядов на родительство, вместе с тем объединенные общей целью – создать надежную, безопасную основу для развития ребенка.

Основной вопрос, на который мы задались целью ответить в нашей программе обучения, в том, как родитель может обеспечить ребенку надежную привязанность. Хочется привести в пример несколько таких программ, как, например, SAFE или программа Надежности для родителей, которую создал и реализует в Европе К.Бриш [3] В России программу «SAFE – базовое образование для родителей» ведет Попова И.Ю. [9]. Курсы и программы по теории привязанности ведут отечественные специалисты-представители Института Гордона Ньюфельда. Мы уверены, что есть множество других
 достойных программ, которые здесь не упомянуты. Вместе с тем, нам представлялось важным соединить наш опыт психологического консультирования, новые методы практической психологии и богатый опыт обучения навыкам, чтобы внести свой вклад в дело помощи родителям.

Был проведен маркетинговый анализ актуальности темы, изучены теории и подходы к решению проблем родительства. Это позволило создать программу «Интуитивное родительство», основанную на теории привязанности Дж.Боулби, сочетающую в себе, как необходимые теоретические знания, так и обучения навыкам естественного родительства.

Был использован тест «Опыт близких отношений» [5] диагностики стиля привязанности у взрослых, а также уровни оценки эффективности обучения. [6]
 Первый модуль «Любить не достаточно» направлен на рассмотрение следующих тем и вопросов: 1) осознание родителями своих текущих установок, касающихся воспитания детей и своей родительской роли; 2) изучение основ теории привязанности и этапов формирования привязанности по версии Гордона Ньюфельда [4, 8]; 3) освоение навыков,
 позволяющих родителям удовлетворять потребности ребенка на каждом этапе; 4) введение понятий безопасной и небезопасной привязанности на основании исследований М.Эйнсворт, а также диагностика типа небезопасной привязанности с помощью адаптированного опросника «Опыт близких отношений» ECR-R К.Бреннан и Р.К.Фрейли.

Второй модуль «Мужество и мастерство любить» направлен на изучение и практическое освоение навыков в темах: 1) причин формирования небезопасных типов привязанности, как адаптивных стилей поведения и особенность формирования дезадаптивных моделей; 2) осознание родителями, настоящими и будущими, возможной степени влияния их  актуального стиля привязанности на их отношения в паре с партнером и отношения с ребенком; 3) освоение навыков, позволяющих родителям найти способы восполнить свои собственные потребности на всех этапах формирования привязанности.

Подходы и инструменты, положенные в основу теоретических и практических блоков программы: теория привязанности, авторская адаптация практик подхода Гордона Ньюфельда [4], нейролингвистической психотерапии, эриксоновской терапии, Self-relations Psychotherapy Стивена Гиллигена (PhD USA) [14] или генеративного подхода к  изменениям в терапии, коучинге, консалтинге (IAGC) [10, 11].

В этой связи главный акцент делается не столько на приемы воспитания, слова, действия, сколько на состояние, в котором родитель находится, прежде чем применять любые методы воспитания: ресурсное или нересурсное-стрессовое. Под ресурсным состоянием родителя подразумеваем субъективное самоощущение внутреннего благополучия, которое может характеризоваться позитивным образом себя, развитыми навыками эмоционального интеллекта, позволяющими в первую очередь знать и осознавать себя, управлять своими сложными эмоциями. Именно внутреннее благополучие и
 психологическая зрелость родителя позволяют создать с ребенком прочную связь, которая в свою очередь обеспечит ребенку формирование установок безопасности существования, условия для развития и раскрытия его потенциала.

Состояние внутреннего благополучия или ресурсного состояния в теории генеративного подхода к изменениям [10] описывает модель СОАСН, которая включается в себя следующие составляющие: Centered – центрированность тела, внимание на центре тяжести тела; Open – открытость к информации, людям, возможностям, Awareness – осознавание, внимание ясное, безоценочное, любопытное; Connected – соединенность разума и тела, как внутренняя целостность и модель связи себя с собой, соединенность с людьми, внешними системами, как модель трансперсональной идеи «я не один», «я часть большего», «я поддержан»; Holding – удержание или якорение состояния как контейнера для любого нересурсного опыта, чтобы быть со сложными эмоциями, при этом не становясь ими.

Первая и важная часть ресурсного состояния – центрированность или центрированное состояние. Практики центрированного состояния нашли уже свое широкое применение в коучинге [13], развитии эмоционального интеллекта и являются центральными в генеративном подходе и терапии отношений с собой, как способ быстро достичь стабильности внимания, спокойной бдительности, непредвзятости, подключения к жизненной энергии, соединения с творческим бессознательным, «убежища» или контейнера для тревожного опыта. [11] Регулярные практики центрирования позволяют
 реже реагировать раздражением или тревогой на внешние или внутренние триггеры.

Для родителей управление негативными эмоциями является особенно актуальным.
 Развитый внутриличностный интеллект можно описать как интеграцию взглядов Г.Ньюфельда, модели эмоционального интеллекта Саловея, Майера, Карузо и терапии отношений с собой С. Гиллигена, как 1) понимание себя, своих ценностей и истинных целей, потребностей, эмоций, установок, личной истории с помощью внимания, наблюдения и рефлексии, искренняя заинтересованность в познании себя и своем развитии; 2) умение творчески адаптироваться к сложностям жизни, проявляя гибкость мыслительных и поведенческих стратегий, отпуская то, что имеет смысл отпустить,
 переживая неудачи без разрушения и саморазрушения; 3) дифференциация и интеграция как способности зрелой личности осознавать себя в всем многообразии светлых и теневых сторон, сложных эмоций, и восстанавливать теплую человеческую
 связь с каждой частью себя, реализуя процесс принятия, примерять конфликтующие стремления, выходя на новый уровень дифференцированной целостности личности. [11]

Навыки любви, как определил их Эрих Фромм – это дисциплина, сосредоточенность, терпение, предельная заинтересованность, вера. По нашему глубокому убеждению, каждый родитель должен почувствовать смысл и пользу этих навыков прежде всего применительно к самим себе, помочь себе, восполняя возможных пробелы в обучении навыкам любви в их собственной истории семьи. Таким образом навыки, которые осваивают участники программы, позволяют им управлять своим состоянием с помощью практик центрирования, развивать навыки наполненной жизни, чтобы, получая
 новый личный опыт, привносить его в создание, восстановление и укрепление привязанности не только со своими детьми, но и с супругами, партнерами, родителями.

Миссию программы «Интуитивное родительство» мы видим в том, чтобы помочь родителям чувствовать себя в порядке и тогда, обладая знаниями теории привязанности, они смогут сами интуитивно создать надежную и поддерживающую привязанность со своими детьми, когда не будет необходимости искать «правильные» методы
 воспитания, какие-либо приемы и волшебные слова. Их глубинная человеческая, родительская, архитепическая мудрость сделает все инстинктивно верно и наилучшим образом для ребенка.

Формы обучения, использованные в программе: мини-лекции, дискуссии, рефлексия личного опыта, эксперимент, ролевая игра, тестирование. По нашему наблюдению и многолетнему опыту обучения практикам освоения ресурсных состояний, в том числе программа «Интуитивное родительство» реализуется нами уже второй год, активные формы обучения в больших группах от 15 до 40 человек дают результат хорошей включеннности участников, обмена опытом, рефлексии не только своего персонального опыта, но и опыта других, развития эмпатии и сопереживания, получения
 поддержки и мотивации на изменения от участников группы.

Посттренинговая работа за рамками обучения проводится в формате поддержки родителей практиками центрирования, записанными в видео и аудио форматах. Практики позволяют вырабатывать привычку центрированного состояния, уделяя внимание не более 15-20 мин в день, что ценно для тех, кто живет в плотном режиме постоянной занятости. В данный момент авторы программы «Интуитивное родительство» разрабатывают онлайновую систему практик, которые участники тренингов могут использовать регулярно для самоподдержки.

Так же поддержка за границами аудиторного обучения проводится в форме индивидуального психологического консультирования родителей. Безусловно тренинг открывает для некоторых участников актуальность исцеления личных травм привязанности. Несмотря на то, что основной задачей программы является осознание и самостоятельная работа с паттернами привязанности, сформировавшимися в раннем возрасте, естественным является и потребность в индивидуальной работе с психологом. Для индивидуального консультирования привлекаются опытные специалисты.

Интересно, что по отзывам участников программы, результат имеет три временных диапазона: в конце программы в виде обратной связи или шеринга на тренинге, после окончания программы – письменная форма анкеты обратной связи для участников, спустя время после прохождения тренинга – от одного месяца до полугода. Важно отметить, что программа дает значимый результат для участников различных категорий: родителей детей от рождения до совершеннолетия; родителей уже взрослых детей; тех, кто по разным причинам не может, не намерен или только планирует стать родителем.
 Результаты программы показывают позитивные изменения в отношениях с детьми, с партнером в паре, с родителями, то есть во всех значимых отношениями, которые основаны на привязанности.

Результат восстановления и укрепления привязанности в семьях иллюстрируют истории, рассказанные самими участниками. Отец посвятил свое безраздельное внимание и поддержку, физическую, психологическую своему четырехлетнему сыну, когда учил его кататься на велосипеде. Он делился, что ранее ворчал бы и критиковал сына за то,
 что тот не так быстро схватывает процесс, вместе этого он просто был рядом, держал, ободрял, давал сыну гораздо больше поддержки, чем тот запрашивал и результат, сын самостоятельно поехал быстрее, чем ожидал отец, сказав, «папа, теперь я сам». Отец был приятно поражен результатом, пробуя новый способ поддерживать связь с ребенком исходя из полученной на обучении идеи: сначала связь, потом указания. [4]

Важность ресурсного состояния родителя для установления и поддержания надежной связи с ребенком, как основы безопасного мироощущения, иллюстрирует следующая история. Мама дочерей двух и пяти лет вышла на работу, где ее ожидал плотный график работы с клиентами. Напряжение работы не отпускало дома, где ждали домашние хлопоты, а дети ни на минуту не оставляли мать, пришедшую с работы, настойчиво требуя внимания. После практики центрирования мама рассказала, что впервые за долгое время придя домой, встретив и обняв детей в спокойном и умиротворенном
 состоянии, она заметила с удивлением, что уже готовит ужин, в то время как дочери спокойно играют рядом, не требуя криками и слезами внимания. Механизм «передачи» состояния родителя можно объяснить и с помощью феномена «зеркальных нейронов». [7] Тем не менее, какую бы концепцию мы не использовали для объяснения связи между нашим состоянием и возможностью построения надежной привязанности с ребенком, результат на своем опыте может ощутить непосредственно.

Мы можем привести примеры результатов прохождения программы не только в контексте воспитания детей: улучшаются отношения с родителями; разводящиеся супруги с ребенком смогли наладить такие отношения, чтобы пройти этот стрессовый для всех процесс как можно более мирным образом; участники, которые не были на момент прохождения программы в отношениях, понимая особенности своего типа привязанности, создают отношения с более осознанным подходом к своим потребностям, потребностям партнера и его особенностям привязанности. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что тема родительства – это не только и не столько о воспитании детей, сколько о том, как можно улучшить самые значимые связи в нашей жизни: с собой и с другими.

На наш взгляд важно продолжать исследования в подходе теории привязанности, популяризировать данную тему в форме психологического просвещения родителей: будущих и настоящих.

В заключении уместно будет привести слова Дагмар Нойброннер в ее книге-путеводителе по теории привязанности [8]: «Я убеждена, что вы – как все мы – хотите, чтобы ваш ребенок или ваши дети расцвели во всей красоте, силе и величии, которые в них заложены. Все мы ничего не желаем так страстно, как того, чтобы наши дети полностью
 раскрыли свой потенциал и выросли самостоятельными, надежными, ясно мыслящими, свободными, заинтересованными, счастливыми и творческими людьми». И это действительно будет возможно только с нашей помощью, родителей, осознанно выстраивающих хорошую связь с собой прежде всего, исцеляющих свои травмы, живущих наполненной жизнью, развивающих в себе состояние внутреннего благополучия.

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы. Электронный журнал
    «Современная зарубежная психология» 2017. Том 6. № 2. С. 7—14.
    2. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. — Канон+,
     2021 г. — 272 с.
     3. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-Центр, 2014.
     4. Гордон Ньюфелд, Габор Матэ Не упускайте своих детей – Издательство Ресурс, 2004. – 510 с.
     5. Казанцева Т.В. Адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К.Бреннан, Р.К.Фрейли. —
     Известия РГПУ им. Герцена, 2008.
     6. Киркпатрик Д.Л., Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу: практическое руководство по оценке
     эффективности обучения.
     7. Марко Якобони: Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга. – Юнайтед Пресс, 2011. – 366 с.
     8. Нойброннер Д. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда / Д. Нойброннер —
     «Издательство Ресурс», 2018. — 140 с.
     9. Попова И.Ю. Особенности взрослых с разными типами привязанности, Психологическая газета, 12.06.2019.
     https://psy.su/feed/7498/
     10. Роберт Дилтс, Джудит Делозье. НЛП-2: поколение Next. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
     11. Стивен Гиллиген. Генеративный транс. Издательство Института психотерапии. 2014. – 320 с.
     12. Эрих Фромм. Искусство любить. – АСТ, 2014. – 221 с.
     13. Mark Walsh. Centering. Why mindfulness alone isn’t enough. London. British Library. 2017. – 116 с.
     14. The Courage to Love: Principles and Practices of Self-relations Psychotherapy. Stephen Gilligan PhD.

Опубликовано 21.06. 2022 в Антологии Российской психотерапии и психологии

(стр.154-157)

Фундаментальное издание материалов научно-практических конгрессов

Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов»

Вы можете оставить заявку на участие в программе «Интуитивное родительство» на сайте Federal Leader Group (Москва)  https://toleader.ru/trainings/

Расписание тренингов

Профессиональный профайлинг. Модуль 3. Использование технологии профайлинга в работе с персоналом, управленческой деятельности и в сфере безопасности. Вологда.

Понятие метапрограммного профиля. Ключевые метапрограммы. МПП в профессиональной деятельности.
Метапрограммные характеристики психотипов. Профиль должности, его составляющие элементы.

Технология распознавания реального характера. Спецпрофайлинг – технологии верификации лжи.

Сертификационный курс«Профессиональный профайлинг» позволит Вам обрести необходимые знания, умения и навыки для успешного «чтения» партнеров по коммуникации, прогнозирования их возможных действий, эффективного управления их поведением.