Отношения № 1 или отношения с собой

В статье описана авторская структура отношений, определяющих наше внутреннее и внешнее благополучие. Подробно раскрыт первый и основной уровень отношений, отношения с собой, определяющих наш внутренний баланс.

В статье описана авторская структура отношений, определяющих наше внутреннее и внешнее благополучие. Подробно раскрыт первый и основной уровень отношений, отношения с собой, определяющих наш внутренний баланс.

 

Работая в генеративном коучинге последние шесть лет я поняла, что зачастую все запросы клиентов по поводу достижения целей сводятся к очень интересной теме, касающейся именно отношений. По моему глубокому убеждению, отношения — самая важная вещь в жизни, которая обеспечивает нам все: внутренний баланс, внешний баланс, достигаторство, удовлетворенность собой, качественные связи с другими. И я разделила эти отношения на три уровня.

  • Первый уровень — отношения с собой или Отношения № 1.
  • Второй уровень — Отношения №2 с другими людьми о том, как мы можем создавать, развивать такие отношения и получать поддержку. 
  • Третий уровень — Отношения №3 или отношения с миром. 

Эта статья посвящена первому уровню или отношениям с собой. И в первую очередь немного о том, а что же что такое отношения с самим собой? Мы читаем много идей о том, как принять себя, любить и уважать себя. И они имеют очень четкое и конкретное выражение в наших сенсорных, телесных ощущениях, в нашем состоянии. Очень точный индикатор хороших отношений с собой – самоощущение: комфортная позитивная кинестетика, наполненность, тепло, расслабленность. На уровне разума есть понимание того, что Вы целы, целостны, всего достаточно.

Противоположными состояниями являются такие, когда человек говорит: «Я разобран», «Я потерян», «Меня рвет на части».  В родном языке мы встречаем выражения: «Я не в ладу с собой», «Я вышел из себя». Это означает, что разладился внутренний баланс, нет ощущения целостности, не настроены внутренние отношения. Так проявляется внутриличностный конфликт. Мозг конфликтует с сердцем, не в согласии с телом. Очень простые житейские примеры. Вот человек приходит и говорит: «Я хочу сменить работу». И выясняем, что мозг понимает, что надо зарабатывать деньги, чтобы оплачивать счета, кормить ребенка. И это нормально, но в теле  как-будто что-то сжимается или замерзает за каждое утро по пути на работу. Так мы чувствуем дисбаланс, когда с одной стороны мозг говорит «Слушай иди на работу. Где ты еще такую найдешь? Там тебя знают уже любят, ты уже там заработал авторитет», а тело страдает, но кто его слушает. Так расстраиваются внутренние отношения с самим собой.

Или второй типичный пример. Женщина встретила мужчину и понимает: «Шикарный мужчина. Все, как я и хотела. Подарки дарит. Но я не хочу с ним иметь интимные отношения». И тут мозг вступает: «Ты что! Смотри, какой классный мужчина! Все что хотела в жизни вот тебе новый смартфон, вот тебе поездка туда, вот тебе поездка сюда». А сердце и тело замерзают, сжимаются, немеют.

Бывает у Вас подобное рассогласование? У каждого из нас такое бывает. Это значит, что мы внутри не согласованы. Вот что значит быть не в ладу с собой. В этом рассогласовании и рождаются все внутренние конфликты, непродуктивные состояния, негативные эмоции и, случается, даже заболевания. Поэтому обратное или быть в ладу с собой, в хороших отношениях означает соединять вместе разум, сердце, тело.

Вот эти отношения мы должны научиться выстраивать, урегулировать, совершенствовать, чтобы собрать себя воедино. Когда ничто в нашем пространстве в разные стороны не рвется, а все части системы действуют согласованно. Похоже на  работу в одной команде, потому что внутри нас целый коллектив работает. Мозг отвечает за планирование, риски, контроль, тело – за творчество, самочувствие, состояние вдохновения, продуктивности, сердце – за страсть быть и творить, проявляться в этом мире через деятельность. В любой команде важна слаженность, каждый на своем месте, все вместе идут к одной цели, как единое целое. Только в этом случае появляется знаменитый синергетический эффект, когда 1+1=3. Но зачастую, как в басне Крылова, эта команда напоминает лебедя, рака и щуку. И в этом случае, когда каждый в свою сторону, дел не сделать никаких, целей не достичь.

Клиенты мои в ходе сессии коучинга произносят примерно похожую фразу: «Я целый снова» или «Я целая», «Я в гармонии». В основе практик генеративного куочинга лежит идея согласованности или соединенности  думающего, планирующего мозга и тела.

Также идею о внутреннем балансе мне представляется возможным рассмотреть с не очень обычной стороны. Моя талантливая и успешная клиентка поделилась впечатлением об одной медитации с идеями о том, что «ты есть не это и не это, не мысли, не чувства, не то, что ты думаешь о себе…» Концепция разотождествления, которая озадачила ее до вопроса; «Тогда я-то кто!?» И этот пример я связала с идей построения отношений с самим собой. Когда я понимаю, принимаю, люблю себя, то кто я такая? Мой ответ клиентке был о ролях. О том, что она сочетает в себе множество проявлений и вместе с тем она представляет собой нечто гораздо большее, чем все роли. Дома, для твоих троих детей ты мама. На работе ты руководитель. В бизнесе ты собственник, а дома — любимая женщина, хороший друг, дочь для родителей. У нас богатый репертуар и очень много ролей, мы можем быть разными в различных жизненных контекстах. Ведь странно, согласитесь, быть руководителем и дома, и с друзьями, и на работе. Вас не поймут и скажут друзья: «Ты пиджак-то свой на работе оставь». Когда роли смешиваются, не могут быть разделены или неадекватны контексту, то это тоже причина конфликта внутреннего и, конечно, внешнего, с другими людьми.

Пример разных ролей показывает сложность нашей личности, богатство нашей индивидуальности. Быть сложной, комплексной личностью – это определенная степень психологической зрелости.

И здесь на мой взгляд хорошие отношения с самим собой — умение быть одновременно разным, то есть разделять себя. Но разделение часто является источником конфликтов. И для балансировки мы должны уметь объединять себя, делать целым, большим, чем все роли, собирать себя воедино, то есть понимать, что все это и есть вы. Умение быть разным и вместе с тем единым. Возможно, непривычно звучит и кажется недостижимым, но это именно так и вполне достижимо.

Важная часть построения качественных отношений с собой является обязательное включение в эти отношения всех страхов, сомнений, негативных голосов. Именно так. Большую часть времени и сил у нас уходит на то, чтобы бороться со всем этим в нашей голове на пути к целям. Но это не ведет к продуктивному состоянию, никогда не приведет. И один из навыков, который мы развиваем в генеративном коучинге позволяет укрепить связь нашу с этими препятствиями внутри нас. Только так можно уладить конфликт, прекратить борьбу, остановить потерю энергии, направить энергию русло достижений, а не бесперспективной борьбы.

Уметь разделять себя, устанавливать связь с каждой ролью, препятствием внутри себя и договариваться, собрать воедино команду мозга и тела, и есть баланс, о котором все говорят. Вы, наверное, догадываетесь, что этот процесс приходится делать зачастую каждый день. Потому что Ваша личность психически сложная и мир наш не прост. Но именно в ходе такой балансировки вы будете чувствовать себя в порядке, а соответственно, все остальные отношения автоматически будут выстраиваться гораздо легче.

Описание отношений первого уровня с собой выстроились из изучения и применения в практике коучинга и консультирования в рамках генеративного подхода к изменениям (С.Гиллиген, Р.Дилтс). Далее представляю структуру этого уроян и критерии, которые легли в основу описания этой структуры:

  1. Отношения №1 или отношения с собой

Вы можете использовать данное описание, как проверочный чек-лист для себя и отметить, как устроены сейчас ваши отношения с самим собой.

Итак, что же представляют собой хорошие или гармоничные отношения с собой, если описать их с помощью этих трех характеристик:

1) Я ОК или Я в порядке

  • Разум, сердце, тело находятся в балансе и работают в одной команде
  • Осознаю ощущения тела, внимателен к сигналам тела, могу их описать
  • Понимаю, какие эмоции испытываю
  • Умею устанавливать контакт с телом через свой центр
  • Могу управлять своим вниманием, и направлять его на дыхание, ощущения, образы
  • Могу в любой момент ощутить эмоциональную стабильность, спокойствие, ясность мысли
  • Включаю мозг сначала, прежде чем реагировать

2) Хорошее знание себя

  • Знаю свои сильные стороны и свою уникальность, темперамент, психотип
  • Знаю, что какую жизнь я хочу создать. Знаю свои истинные намерения и цели
  • Знаю, кем я являюсь сейчас (роли) и кем/каким я хочу стать в будущем
  • Моя страсть или то, что я действительно люблю делать, согласуется с моей работой/деятельностью

3) Преодоление сложностей

  • Хорошо знаю и принимаю все свои внутренние преграды (страхи, негативные установки, раны) , поддерживаю с ними человеческий контакт
  • Понимаю смысл и сигналы всех эмоций, особенно сложных и негативных
  • Могу легко переживать сложные эмоции, возвращать себе энергию в случае упадка сил
  • Умею творчески преобразовывать внутренние преграды в возможности, разрешать внутренние конфликты, не теряя энергию на бесплодную борьбу с собой
  • Умею быстро распознать и останавливать свои мысли-вирусы, которые только вгоняют в негатив и не дают новых решений

 

Некачественные отношения с собой или их отсутствие. Описание с помощью характеристик по тем же трем параметрам: состояние или самоощущение/самовосприятие, знание себя и отношение к сложностям.

1) Я не ОК или Я не в порядке

  • Разум, сердце и тело разбалансированы вплоть до психосоматических заболеваний, присутствуют блоки напряжения в теле
  • Не могу описать свои ощущения в теле
  • Не могу сказать точно, что чувствую. Эмоции для меня делятся на «нормально» и «не очень»
  • Все мои ощущения тела сосредотачиваются в моей голове
  • Мое внимание не может сосредоточиться на дыхании и ощущениях, не вижу образы. Мысли постоянно уносят меня и захватывают
  • Не могу успокоиться быстро. Для этого мне необходимы идеальные условия
  • Иногда слова или действия идут у меня вперед, прежде, чем подумаю. Это может создавать проблемы

2) Незнание себя

  • Мало знаю о себе, о своих сильных сторонах, своей уникальности. Чаще обращаю внимание на свои недостатки
  • Не знаю, что я в действительности хочу. Ощущение потерянности, как если бы сбился с пути
  • Не могу сформулировать кем/каким я хочу стать и для чего. Нет ясности в видении будущего
  • Нет какой-то деятельности, которая зажигает меня, приносит ощущение полноты реализации себя. Просто делаю свою работу.
  • То, что я делаю, мне не нравится, а что нравится, не могу найти. Это создает неудовлетворенность собой
  • Часто разрываюсь на части. С одной стороны хочу достичь цели/измениться, но с другой что-то меня останавливает

3) Страдание от сложностей

  • Часто меня захватывают мысли-вирусы, которые погружают меня в негативные переживания, лишают сна, но не дают новых решений проблемы
  • Избегаю негативных эмоций, сложных переживаний.
  • Отрицаю и отворачиваюсь от своих теневых сторон личности и то, что я считаю своими комплексами. Скрываю эти свои стороны от других, я всегда на позитиве, у меня все хорошо, я не боюсь
  • Иногда использую такие опасные способы заглушить страх, тревогу, вину и другие неприятные эмоции, как алкоголь или переедание.
  • Борюсь со своими комплексами, страхами, негативными установками с помощью наказания себя и самокритики.

Данная модель создана эмпирически, на основании моих наблюдений и опыта консультирования, ведения тренингов по генеративному подходу, НЛП и эриксоновскому гипнозу.

Она может быть использована для коррекции отношений с собой путем развития навыков эмоционального интеллекта, а также освоения генеративных навыков, таких как центрирование, принятие, творческая трансформация препятствий, недвойственное, но многомерное восприятие себя, позволяющие создавать состояние дифференцированной целостности. Данным навыкам я обучаю своих клиентов в коучинге и на тренингах. И меня радует, что все больше количество коллег и клиентов интересуется генеративным подходом в коучинге и консультировании.

А еще я люблю создавать визуальные структуры, поэтому добавляю интеллект-карту.

Буду рада и признательна за ваше мнение и вопросы о структуре Отношений №1 или отношений с собой.

Царева Наталия, руководитель тренингового центра «Экология разума», тренер НЛП, бизнес-тренер, коуч международного уровня IAGC Russia

Расписание тренингов

НЛП Практик «Самолидерство» Интенсивный, сертификационный курс

Интенсивный курс НЛП Практик — самый быстрый способ перепрошить мышление и создать новую карту желаемого будущего. Три поколения НЛП, тренеры международного уровня, практика, прекрасные люди и незабываемые эмоции.

Роман с Деньгами

Как использовать современные психотехнологии для повышения уровня материального благосостояния: ресурсные образы себя, состояния денежного потока, ограничивающие убеждения, мешающие увеличению доходов, денежные панорамы. Пора раздвигать границы возможного.

Тренинг тренеров. Модуль 1. Технологии динамического обучения

Начало легендарной программы, которая выпускает специалистов в области обучения уже 8 лет. Курс «Тренинг тренеров» отличает: Структура и Технологичность, Харизма и Глубина. Вы научитесь создавать и проводить любые тренинги.