Несмотря на то, что понятие коучинга сейчас знакомо практически всем, однажды мои выпускники тренерского курса попросили меня рассказать, что такое коучинг.
Вопрос сначала оказался для меня не простым и не праздным. Многие задают мне и моим коллегам по IAGC Россия вопрос о том, к каким результатам приводит генеративный коучинг.
Выбор формы ответа был очевиден для меня как для тренера НЛП: структурное описание коучинга в изложении Роберта Дилтса в его книге «Коучинг с помощью НЛП».
Уровни коучинга и предмет коучинга (внешняя и внутренняя игра), как пути содействия развитию и раскрытию потенциала человека я изобразила графически.
Где же 6 слов спросите вы?
Обучаясь и практикуя искусство коучинга, мы сначала дифференцируем или разделяем эти роли, а потом интегрируем или собираем воедино в своем мастерстве:
- Опекун – обычно роль родителя, старшего, руководителя, который наделяет ресурсами, подробно инструктирует, обеспечивает целями, контролирует, спрашивает результат.
- Тренер – постановка алгоритма действий в любом навыке или «внешняя игра». Делай раз, делай два, делай три. Наставник обучает технологии, мотивирует и поддерживает, дает обратную связь, корректируя действия.
- Преподаватель – побуждает думать, собирать информацию ,анализировать стратегии действий или то, как я делаю что-то, а также — улучшать стратегии, совершенствуя навыки.
- Ментор – помощь в осознании убеждений и ценностей, как руководящей основы действий, работа с ограничивающими убеждениями, мешающими достигать желаемого и усиление поддерживающих убеждений «Я могу, Я способен. Я достоин»
- Спонсор – видение и помощь в открытии скрытого потенциала в человеке, осознание сильных сторон и уникальности, направления самореализации.
- Пробуждающий – является моделью и стимулом для тех, кто готов идти путем своей миссии и духовных изменений
Раскрытие каждого уровня, подробное описание роли коуча, его ключевых компетенций и некоторые инструменты работы вы можете подробно изучить в книге или кратко в таблице:
Уровни коучинга | Нейро-логические уровни | Роль коуча | Особенности роли | Инструменты коучинга |
ОПЕКА И РУКОВОДСТВО | Окружение | Опекун
Руководитель
|
Проявление внимания к текущему внешнему контексту клиента, обеспечение его всем необходимым и устранение ненужных отвлекающих факторов или препятствий извне.
Указание верного направления, снабжение своих клиентов подсказками и другими полезными знаниями, включая свой личный опыт. |
Психогеография
Ангел-хранитель |
РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ | Поведение | Коуч
(как тренер в спорте) Наставник |
«Внешняя игра»
Внимательно наблюдают за действиями клиентов, дают им советы и указания по поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях, а также помогают своим клиентам получить более полный доступ к их внутренним ресурсам. |
Ясные цели (ХСР)
Обратная связь |
ОБУЧЕНИЕ | Способности | Преподаватель | «Внутренняя игра»
Работа с ментальными картами и когнитивными стратегиями. Интеллектуальная стимуляция. |
Умение слушать
Репрезентативные стратегии ТОТЕ Управление состоянием Позиции восприятия Имажинерия (СТУД) |
МЕНТОРСТВО | Ценности и Убеждения | Ментор
сочетание ролей Преподавателя и Коуча
|
Ментор служит хорошим примером и ролевой моделью для других. Ролевая модель — это человек, который служит образцом выполнения конкретной задачи или набора ценностей.
Помощь в установлении, прояснении или усилении ключевых ценностей и убеждений, часто на своем собственном примере. Одна из важнейших задач ментора — помочь клиентам поверить в себя и в свою способность достичь желаемых результатов, воодушевление. |
Инвентаризация и иерархия ценностей
Инвентаризация и изменение убеждений,
Рефрейминг |
СПОНСОРСТВО (СОДЕЙСТВИЕ) | Идентичность | Спонсор | Спонсор не обязательно должен быть ролевой моделью для спонсируемых человека или группы.
Спонсор помогает другим, не столько делая что-нибудь конкретное: спонсоры изменяют других людей, распознавая или понимая нечто в них скрытое и затем служа им своего рода точкой референции. Стиль лидерства спонсора — индивидуальный подход. Он предполагает сосредоточение внимания скорее на потребностях и потенциале человека, чем на задаче. Это включает персональное внимание к клиенту и отношение к нему как к уникальному человеку. |
Генеративный коучинг*
Путешествие героя**
|
ПРОБУЖДЕНИЕ | Миссия,
Духовность, Системы большего масштаба |
Пробуждающий | Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и включает уровень видения, цели и духа.
Роль пробуждающего до некоторой степени предполагает наличие способностей коуча, преподавателя, ментора и спонсора, но имеет и другие параметры. Очевидно, что других пробудить невозможно, если вы сами еще спите. Пробуждающий «пробуждает» других через свою собственную целостность и конгруэнтность. Пробуждающий помогает другим людям осознать их миссию и видение, полностью осознавая собственное видение и миссию. Стиль лидерства пробуждающего — «харизматическое» или «провидческое» лидерство. Провидческие лидеры имеют ощущение видения и миссии, что дает сотрудникам понимание цели. Харизматические или провидческие лидеры — образцы для подражания, за которыми хотят следовать другие люди. Их конгруэнтность и целостность помогают им завоевать уважение и доверие других людей. |
Генеративный коучинг*
Путешествие героя**
|
Таким образом, наша личность обретает все более сложную структуру и карты наши обогащаются и расширяются. Это позволяет нам проживать нашу жизнь творчески и осознанно, а это и есть результат генеративного коучинга, а точнее процесс.
Царева Наталия, руководитель тренингового центра «Экология разума», тренер НЛП, бизнес-тренер, коуч международного уровня IAGC Russia