Генеративный транс как новое поколение развития эриксоновского подхода в гипнозе

Царева Наталия Владимировна, аккредитованный психолог/психотерапевт, лицензированный специалист международного уровня в генеративном трансе (IAGC), действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, руководитель тренингового центра MIND ECOLOGY. Россия, Вологда.

Аннотация. В докладе рассматривается ключевые принципы генеративного подхода Стивена Гиллигена PhD. Дается сравнительное описание эриксоновского и генеративного подхода в психотерапии. Рассматривается значение состояния, как основы порождающего транса. Обсуждается психотерапия здоровых.

Впервые генеративный транс был представлен в русскоговорящем пространстве и назван третьим поколением гипноза его основателем Стивеном Гиллигеном PhD (США), являющимся одним из выдающихся учеников Милтона Эриксона, в 2010 году в Москве на 12 дневном курсе «Эриксоновский гипноз и Генеративный транс». В 2014 году был проведен первый сертификационный курс «Генеративный транс» в рамках созданной Стивеном Гиллигеном и Робертом Дилтсом Международной Ассоциации Генеративных изменений (IAGC). Ассоциация создана для представления, развития и обучения генеративному подходу в изменениях в трех направлениях: генеративный транс, генеративный коучинг и генеративный консалтинг. Эти направления отражают три области применения подхода: психологическое консультирование и психотерапия, коучинг и бизнес-консалтинг. Генеративный подход, в моем представлении, является синтезом моделей нейролингвистического программирования третьего поколения (Р.Дилтс, Дж.Делозье), эриксоновской психотерапии

(М.Эриксон, С.Гиллиген), терапии отношений с собой (С.Гиллиген), моделей практик буддизма и практики центрирования, пришедших из айкидо, концепции эмоционального интеллекта Саловея, Карузо, Майера и некоторых других.
В русскоговорящем пространстве за годы обучения у основателей подхода появилось много последователей и практикующих специалистов, вместе с тем мало описательных статьей и публикаций, популяризирующих и объясняющих подход. В статье я кратко излагаю свой взгляд на генеративный транс, который не претендует на всеобъемлющую полноту и точность, тем не менее описывает основные аспекты генеративного подхода в консультировании и психотерапии, который я практикую как психолог в своей работе и основам которого я обучаю как тренер в течении семи лет.

Генеративный (generative) можно перевести как творческий или порождающий новое разговор между различными мирами: творческим бессознательным, отрывающим бесконечные возможности и сознательным разумом с его классической логикой, конкретными проявлениями. Зачастую эти два уровня в обыденном функционировании нашей личности не часто взаимодействуют, так все, что нам нужно, обеспечено нам нашим опытом. Чтобы выполнять привычные и рутинные действия нашей жизни нам не нужно творческое разнообразие. Нам нужен этот разговор, когда мы не можем найти ответов в опыте. Такие моменты в нашей жизни мы называем кризисами, когда та карта нашей жизни по которой мы ориентировались в реальности, знали где мы, кто мы, чего хотим, на что можно положиться, больше не работает. Когда М. Эриксона спрашивали: когда вы входите в транс, он отвечал, — когда я хочу что-то узнать. Транс в генеративном подходе к работе с бессознательным рассматривается как естественный опыт, возникающий всякий раз, когда идентичность человека дестабилизирована. Транс – это разговор между различными уровнями личности. что отделяет его от устаревших представлений о гипнозе. Гипноз служит лишь одним из немногих возможных социальных ритуалов для развития транса. [5]

Порождающий транс как инструмент решает следующие актуальные для нас задачи: восстановиться и расслабиться; восстановить свою идентичность или вспомнить себя, такую функцию во всех культурах выполняли ритуалы; исцелиться, разрешая внутренние конфликты; преодолеть кризис, трансформируя преграды в возможности; создать новую идентичность для реализации себя в новом периоде жизни, для новых амбициозных целей и проектов.

Не секрет, что нашему прагматичному западному мышлению свойственно использовать гипноз и транс для решения вполне конкретных проблем и достижения целей здесь, в реальном мире. И именно это и является целью порождающего транса – построения канала связи между творческим бессознательным и когнитивным разумом в те моменты, когда нам нужны действительно новые решения в нашей жизни, которые подходят именно нам, а не внушены извне.

Чтобы установить этот канал связи для использования этих возможностей, в генеративном трансе мы развиваем компетенции трех видов разума: когнитивный разум, воплощенный в паттернах нейронных разрядов, которые можно наблюдать в головном мозге и разум соматический, воплощенный в теле, который включает в себя симпатическую, парасимпатическую вегетативную нервную систему, внутрисердечную и сложную нервную систему кишечника или “разум в животе”. [1] Таким образом описывает эти два вида разума Дэниэл Сигел, доктор медицинских наук Гарварда, профессор клинической психиатрии Медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, один из руководителей Исследовательского центра осознанности, член Американской психиатрической ассоциации и родоначальник нового поля исследований, межличностной нейробиологии. Третий вид разума, который рассматривается в генеративном трансе – полевой, который по мнению Д.Сигела, возникает в отношениях. В качестве примера полевого разума можно привести архетипы. [3] Когнитивный разум, обладающий компетенциями линейности, логики, языка, дуальности и дискретности, а также анализа или дифференциации, как способности разделять вещи и явления на элементы, позволяет нам достигать самосознания. Бессознательные разумы, такие как соматический и полевой, обладают информацией не дискретной, недуальной, включающей и превосходящей информацию, осознаваемую нами, а также компетенциями синтеза или интеграции.

Д.Сигел дал определение разума в своей книге «Разум: что значит быть человеком», которому для здорового состояния психики нужны два важных процесса. Дифференциация – выделить, узнать, признать уникальность, принять в себе все значимые части своей личности. Вы не можете что-то выкинуть из себя, но можете наконец встретить узнать ту часть себя, которая ест по ночам или кричит на детей, откладывает важные дела или отвечает за депрессию или одиночество. Интеграция – создать заново качественные связи между всеми значимыми частями личности и особенно восстановить связи с «конфликтующими», игнорируемыми, непринимаемыми частями. Интеграция заново как бы пересобирает структуру нашей личности и завершает внутриличностные конфликты. Так мы налаживаем хорошие отношения с собой.
Таким образом, за счет развития компетенций трех видов разума генеративный транс создает для нас возможности совершенствования внутриличностного интеллекта, как части эмоционального интеллекта, в модели Саловея, Карузо, Майера: дифференциации и интеграции. В первую очередь внутриличностного, если мы говорим разрешении внутренних конфликтов, а во следующую очередь – межличностного, как навыков установления качественных связей с другими людьми.

Развитие компетенций всех видов разума в генеративном трансе опирается на следующую предпосылку: существуют два уровня самосознания в генеративном трансе: 1) Действующее Я – переживающее опыт процесса транса; 2) Наблюдающее Я – осознанное, свидетельствующее, удерживающее и творчески направляющее процесс.
Наблюдающее Я представляет собой так называемую «функцию Эриксона» — особое состояние, тренируемое через навык, которое направляет транс осознанно. Таким образом генеративные транс представляет собой модель интеграции гипнотизера и гипнотизируемого для отдельной личности. В такой модели отпадает необходимость во внешнем гипнотизере, который знает как человеку общаться со своим бессознательным и является необходимым элементом, направляющим процесса гипноза.

Шаги генеративного транса, так как они подробно описаны в одноименной книге [5], в полной мере отражают специфику работы разума или, вернее будет сказать, разумов: 1) Подготовка генеративного состояния; 2) Дифференциация. Приветствие и сплетение частей идентичности в генеративном трансе; 3) Интеграция и трансформация; 4) Перенесение уроков в реальную жизнь.

В классической парадигме гипнотизер – тот, кто в сознании, контролирует и направляет процесс гипноза, владеет специальными приемами и «фокусами» для отвлечения сознания, чтобы опустить в бессознательное некие внушения, необходимые для совершения изменений, устранения симптома. Этот подход отражен в структуре сеанса эриксонианской трансовой работы [6]: 1) создание контекста: подготовка к трансу; 2) осуществление перехода: наведение транса или микродинамика транса; 3) осуществление желаемых изменений: утилизация транса; 4) консолиданция усвоенного во время транса: завершение и продление транса.

Необходимо отметить, что эриксоновский подход [2] является основой для изучения генеративного транса. Например, в сертификационному курсе обучения «Generative Trans» ассоциации IAGC, вы можете встретить классические трансовые наведения и феномены как каталепсия и левитация. Вместе с тем есть и отличия. Отличия третьего поколения трансовой работы от ставших классикой гипноза подходов, можно описать через измерения генеративного транса: центрированность, открытость, тонкое осознание, музыкальность, преднамеренность, творческая вовлеченность.

Фундаментальное отличие этого метода трансовой работы нового поколения – это центрированное состояние, с которого начинается работа и для терапевта, и для клиента. Центрированность и является основным измерением генеративного транса. По-моему мнению, это и есть тот самый секретный ингредиент метода Милтона Эриксона, который так и не смогли облечь в модель разработчики НЛП, подарившие нам лингвистические модели и в их числе милтон-модель языка. Центрированное состояние и его описательная модель СОАСН [4], обеспечивает гипнотерапевту ощущение интеграции тела и разума, спокойное, нереактивное присутствие, безоценочное восприятие, открытое состояние обучения и при этом тонко чувствующее состояние клиента.

Популярное мнение о гипнозе, сложившееся не только в широком поле информации, но и среди помогающих профессионалов, отражает парадигму о том, что кто-то будет меня гипнотизировать. Не буду перечислять здесь все традиционные мифы о гипнозе. Отмечу, однако, что даже те, кто обучает, обучается и стремиться обучиться гипнозу зачастую поддерживают эту парадигму: «я буду гипнотизировать». Основатель подхода Стивен Гиллиген неоднократно подчеркивает в своих книгах и семинарах, что генеративный транс является результатом совместной, партнерской работы клиента и терапевта. «Оставьте идею, что вас кто-то будет гипнотизировать, чтобы спасти вас от вас. Вместо этого откройте вопрос, как мы вместе сможем исследовать то, какие идеи для решения вашей задачи вы сможете обнаружить в соединении с безграничными возможностями вашего бессознательного разума». Как здорово знать, что больше не нужен специальный человек, чтобы разрешить вам войти в контакт с вашим бессознательным и создать там ваши собственные решения. И в этом еще одно преимущество генеративного подхода.

Когда наблюдаешь со стороны работу клиента и терапевта в генеративном трансе, то приходят ассоциации с танцем, беседой, где не всегда понятно, кто ведет и даже, каков следующий ход. В этом танце нет заранее заученных и натренированных действий, приводящих к предсказуемому результату. Есть цель, структура с одной стороны и состояние креативного потока, обеспеченное центрированием с другой стороны.
В курсе «Современный гипноз», который мы с коллегами разработали и ведем в нашем тренинговом центре, студенты изучают все три поколения гипноза, и мы наблюдаем их восприятие разных поколений. С одной стороны, генеративный транс, как развитие эриксоновского подхода в терапии, может показаться более простым методом, где нет акцента на освоение специальных техник наведения, углубления и использования транса, как, например, приемы депотенциализации сознания для ослабления действия критического фактора думающего разума. Вместе с тем, чем проще кажутся приемы работы в генеративном трансе, тем более сложными они представляются для изучающих на практике.

Открытость и полная осознанность, навык который тренируется с помощью моделей восточных буддийских практик, развивающий Наблюдающее Я. Открытость представляет собой навык испытывать произвольный интерес; расширяться, включая большее количество единиц наблюдения; безоценочное восприятие; отказ от идеи иметь сразу один верный, экспертный ответ. Стивен Гиллиген часто на своих семинарах приводит историю о том, как Милтона Эриксона спрашивали совета о каком-либо клиническом случае и ждали его ответа, с готовностью открыв блокноты для записи, а Милтон Эриксон, загадочно улыбаясь, произносил всегда одну фразу «Я не знаю…». Его особый навык был в том, чтобы создавать состояние незнания, любопытное, интересующееся, открытое всему, что приходит. И Милтон продолжал свой содержательный ответ: «…но мне очень интересно узнать». Эти компетенции являются функцией когнитивного разума, направляющего внимание на все, что проявляется и может быть осознано как Я: эмоции, чувства, ощущения, образы, мысли, конструкты эго и, в то же время, выходящего за пределы Я. Так появляется возможность чувствовать себя частью опыта и вместе с тем, быть отдельно от него. «Быть вместе с чем-то, не становясь этим». Особенно это важно помогающим специалистам, как навык глубокой эмпатии, при этом без необходимости быть захваченным, загипнотизированным историями и сложными эмоциями клиента.
Разум проявляется в отношениях. В первую очередь внутри нас, как связь между телом и мозгом, мыслями и ощущениями, левым и правым полушарием, как некие коммуникации внутри организма, что позволяет увидеть навык осознанности. И разум рождается между нами – в отношениях с людьми, средой, миром. Такую грань разума открывает следующее измерение генеративного транса – тонкое осознание.

Тонкое осознание, развиваемое в генеративном трансе, позволяет терапевту тренировать собственную чувствительность, которая опирается уже не на когнитивную часть разума, но на соматическую, которую С.Гиллиген называет лимбическим резонансом. Лимбическая система отвечает за наши связи с живыми системами: людьми, животными, природой. Разум рождается в отношениях. Важной частью качественных отношений является тонкое чувствование другого.

Музыкальность в трансовой работе означает не наличие слуха или специального образования В эриксоновском гипнозе традиционно мы обучаемся управлять голосом, чтобы влиять невербально. В генеративном процессе музыкальность обнаруживается как естественный внутренний ритм, как первый язык нашего существа еще до слов, как музыка, которая «не требует инструментов и формальной экспрессии, чтобы быть настоящей». Это становиться возможным из центрированого, незажатого состояния. Вместе с тем мы можем согласиться с тем, что проблемный симптом такой как стресс, страх, агрессия, безнадежность, разъединенность, ощущается как потеря музыкальности, текучести, потока. В своей книге “Разум” Д.Сигел дает также дает метафоричное описание разума, как потока энергии и информации. Система разума сложна и может самоорганизовываться неоптимально. В этом случае она будет склонна двигаться к одному из двух фиксированных состояний: скованности и хаосу. Так возникают проблемные симптомы. Простой и естественный способ «оторваться» от берегов скованности и хаоса, вернуться в поток – вспомнить присущую нам от природы текучесть и нефиксированность музыкальности.

Преднамеренность, как еще одно измерение генеративного транса, позволяет нам не потеряться в бесконечных квантовых полях бессознательного, не быть пойманными в ловушку негативного транса. Бессознательное самом по себе не мудро. Мудрым и приносящим позитивных трансформации оно становиться, когда мы имеем твердое намерение, цель, то, что мы хотим достичь в этом мире. Случается встречать практикующих различные виды гипноза, медитации, как вид побега в транс из реальной жизни, где нужно зарабатывать деньги, строить отношения, реализовывать себя. Генеративный транс мы используем с конкретным намерением, как это будет улучшать жизнь, и это присутствует в структуре работы. В международном сертификационном стандарте курса «Генеративный транс» Ассоциации генеративных изменений IAGC , основанной Стивеном Гиллигеном и Робертом Дилтсом, который прошел в России в 2014, модель генеративного транса включала в себя 6 шагов: 1) открой поле СОАСН; 2) подготовься к генеративному трансу; 3) разверни поле генеративного транса, 4) используй части идентичности для развития генеративного транса, 5) создай новые реальности в генеративном трансе, 6) привнеси изменения в реальный мир. На шаге втором совместно с клиентом устанавливаем намерение на сеанс работы, намерение на изменения в жизни клиента, которое мы исследуем вопросами: Что я хочу создать в этом мире? Что я хочу испытать? Как я хочу себя чувствовать? Шаг шестой предписывает клиенту осознать и озвучить самые важные мысли идеи, которым он научился в ходе трансовой работы, а также сформировать обещания самому себе о том, какие действия он намерен совершить для воплощения изменений в реальной жизни. Генеративный транс называют созидающим, где осознание и обязательства являются важной частью изменений.

Творческая вовлеченность – удивительный по своей природе навык М.Эриксона использовать все, что приносил, предъявлял пациент для нахождения решений. Борьба с чем-то, попытки изменить или исправить что-то, приводят лишь сопротивлению и усугублению ситуации. В генеративном подходе к изменениям мы основываемся на идее ненасилия, ухода от борьбы с собой, реализуя принципы творческого принятия: попытка решения становится проблемой; чтобы изменить что-то, надо сначала полностью принять все как есть; мы присоединяемся к чему-то, как оно есть, не пытаясь изменить его. Интеграционный механизм психики реализуется принципе комплементарности, когда конфликтующие изначально части, разделяемые часто когнитивным паттерном «или…или..», «я хочу…, но…», соединяются в процессе генеративного транса, находя связь и решение на новом уровне логики, когда и то и другое принимается, приветствуется, сплетается, трансформируется в новое решение. Так возникает внутренняя синергия.

Разум обладает как всеми характеристиками сложных систем, так и всеми позитивными с точки зрения внутренних трансформаций в терапии бонусами: возникновение синергетического эффекта, когда качественная связь элементов рождает гораздо больше, чем простая их сумма; даже небольшое воздействие может приводить к мощным и непредсказуемым результатам. В этой связи мне нравится сравнивать генеративный транс с мягкими, почти незаметными, бережными касаниями, которые могут приводить к значительным позитивным сдвигам и это также связано со свойством сложных систем, позволяющим им саморегулироваться и самобалансироваться. Третий принцип бесконечных возможностей позволяет нам выразить любой паттерн нашего опыта бесчисленным количеством вариантов. Вот зачем нам нужно путешествовать в генеративное состояние сознания, чтобы найти, как выразить нечто важно более адекватным и экологичным способом: гнев, сексуальность, потребность в безопасности, справедливость и другие. Проблемой это становиться тогда, когда мы выбираем всего один способ, да и то не всегда достигающий цели. Транс позволяет размягчить жесткую привязанность к одному выбору, чтобы, оставляя важную ценностную сердцевину любого опыта, найти новые формы и способы выражать свои стремления и удовлетворять свои потребности.

Я не знаю, с чем сравнить глубину и эстетику процесса генеративного транса, наблюдая эмоции человека, когда он наконец ощущает это «мягкое нежное место» внутри себя, касаясь своим вниманием чего-то невыразимо глубокого, иногда ранимого или забытого, но раскрывающегося как цветок, чтобы напомнить о внутренней красоте личности.
В своей книге, посвященной терапии отношений с собой [7] С.Гиллиген пишет о том, что самая первая наша обязанность – это восстановить человеческую связь с каждой частью себя. Человеческую это значит – теплую, принимающую, касающуюся бережно рукой, взглядом, приветствующую. Каждому из нас действительно нужно с самого рождения, чтобы нас увидели, сначала младенец ищет глаза матери и встречает их любящий взгляд: я вижу тебя. И потом, на более зрелых ступенях формирования привязанности, согласно теории Джона Боулби и ее современного развития, на уровне психологической познанности, нам важно, чтобы близкий человек действительно знал нас во всех наших проявлениях. И если по какой-либо причине мы не реализовали эти человеческие уровни связи в первые годы нашей жизни, это создает недостаточность внутри. Генеративный транс дает возможность развить это как навык опыта человеческой связи и именно с самим собой. Одна из моих студентов, которая изучала генеративный транс и пишет генеративные стихи, подарила мне такую фразу: «Я научилось быть доброй к себе». И это не просто слова. Это навык. Навык любви к себе, который исцеляет раны и наполняет то, что ощущалось, как недостаточность, давая опыт целостности. Генеративный транс – «способ, которым человек может испытывать интегрированную целостность».

Моя скромная практика консультирования позволяет заключить, что метод генеративного транса может применяться в сочетании с другими методами и давать позитивные результаты в ходе работы с тревожными расстройствами, психогенными депрессиями легкой и средней степени тяжести, жизненными кризисами, в терапии травм привязанности. Элементы и практики генеративного подхода на как этапе ресурсирования, так и в ходе переработки, органично комбинируются с протоколами работы по методу EMDR (ДПДГ). Буду благодарна коллегам, практикующим метод генеративного транса за критику, дополнение, уточнение моего видения применения подхода и интеграции с уже существующими школами психотерапии. Следует отметить, что в своем предисловии к книге по генеративному трансу С.Гиллиген предупреждает, что «такая работа не является заменой основных видов медицинской или психологической помощи, и она не должна использоваться неквалифицированными специалистами для лечения серьезных расстройств». Как и любой метод, работающий с измененными состояниями сознания, он имеет определенные ограничения, с которыми обучающиеся ему специалисты помогающих профессий знакомятся в первую очередь.

Литература
1. Дэниел Сигел, Разум : что значит быть человеком / ; пер. с англ. В. Горохова ; науч. ред. Е. Пустошкин. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 336 с.
2. Гинзбург М.Р., Е.Л.Яковлева. Эриксоновский гипноз: систематический курс. -М.: Московский психо-социальный институт, 2008. – 312 с.
3. Карл Юнг. Архетипы и коллективное бессознательное.; пер. А.А.Чечина. АСТ, 2020. — 224 с.
4. Роберт Дилтс, Джудит Делозье. НЛП-2: поколение Next. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
5. Stephen Gilligan. Генеративный транс. Издательство Института психотерапии. 2014. – 320 с.
6. Stephen Gilligan. Терапевтическое метафоры. Издательство Института психотерапии. 2014. – 320 с.
7. Stephen Gilligan PhD. The Courage to Love: Principles and Practices of Self-relations Psychotherapy.

 

Опубликовано 21.06. 2022 в Антологии Российской психотерапии и психологии

(стр.147-151)

Фундаментальное издание материалов научно-практических конгрессов

Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов»