Что такое коучинг в 6-ти словах

Несмотря на то, что понятие коучинга сейчас знакомо практически всем, однажды мои выпускники тренерского курса попросили меня рассказать, что такое коучинг.

Вопрос сначала оказался для меня не простым и не праздным. Многие задают мне и моим коллегам по IAGC Россия вопрос о том, к каким результатам приводит генеративный коучинг.

Выбор формы ответа был очевиден для меня как для тренера НЛП: структурное описание коучинга в изложении Роберта Дилтса в его книге «Коучинг с помощью НЛП».

Уровни коучинга и предмет коучинга (внешняя и внутренняя игра), как пути содействия развитию и раскрытию потенциала человека я изобразила графически.

Где же 6 слов спросите вы?

Обучаясь и практикуя искусство коучинга, мы сначала дифференцируем или разделяем эти роли, а потом интегрируем или собираем воедино в своем мастерстве:

  1. Опекун – обычно роль родителя, старшего, руководителя, который наделяет ресурсами, подробно инструктирует, обеспечивает целями, контролирует, спрашивает результат.
  2. Тренер – постановка алгоритма действий в любом навыке или «внешняя игра». Делай раз, делай два, делай три. Наставник обучает технологии, мотивирует и поддерживает, дает обратную связь, корректируя действия.
  3. Преподаватель – побуждает думать, собирать информацию ,анализировать стратегии действий или то, как я делаю что-то, а также – улучшать стратегии, совершенствуя навыки.
  4. Ментор – помощь в осознании убеждений и ценностей, как руководящей основы действий, работа с ограничивающими убеждениями, мешающими достигать желаемого и усиление поддерживающих убеждений «Я могу, Я способен. Я достоин»
  5. Спонсор – видение и помощь в открытии скрытого потенциала в человеке, осознание сильных сторон и уникальности, направления самореализации.
  6. Пробуждающий – является моделью и стимулом для тех, кто готов идти путем своей миссии и духовных изменений

Раскрытие каждого уровня, подробное описание роли коуча, его ключевых компетенций и некоторые инструменты работы вы можете подробно изучить в книге или кратко в таблице:

 

Уровни коучинга Нейро-логические уровни Роль коуча Особенности роли Инструменты  коучинга
ОПЕКА И РУКОВОДСТВО Окружение Опекун

Руководитель

 

Проявление внимания к текущему внешнему контексту клиента, обеспечение его всем необходимым и устранение ненужных отвлекающих факторов или препятствий извне.

Указание верного направления, снабжение своих клиентов подсказками и другими полезными знаниями, включая свой личный опыт.

Психогеография

Ангел-хранитель

РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Поведение Коуч

(как тренер в спорте)

Наставник

«Внешняя игра»

Внимательно наблюдают за действиями клиентов, дают им советы и указания по поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях, а также помогают своим клиентам получить более полный доступ к их внутренним ресурсам.

Ясные цели (ХСР)

Обратная связь

ОБУЧЕНИЕ Способности Преподаватель «Внутренняя игра»

Работа с ментальными картами и когнитивными стратегиями.

Интеллектуальная стимуляция.

Умение слушать

Репрезентативные стратегии

ТОТЕ

Управление состоянием

Позиции восприятия Имажинерия (СТУД)

МЕНТОРСТВО Ценности и Убеждения Ментор

сочетание ролей Преподавателя и Коуча

 

Ментор служит хорошим примером и ролевой моделью для других. Ролевая модель — это человек, который служит образцом выполнения конкретной задачи или набора ценностей.

Помощь в установлении, прояснении или усилении ключевых ценностей и убеждений, часто на своем собственном примере.

Одна из важнейших задач ментора — помочь клиентам поверить в себя и в свою способность достичь желаемых результатов, воодушевление.

Инвентаризация и иерархия ценностей

 

Инвентаризация и изменение убеждений,

 

Рефрейминг

СПОНСОРСТВО (СОДЕЙСТВИЕ) Идентичность Спонсор Спонсор не обязательно должен быть ролевой моделью для спонсируемых человека или группы.

Спонсор помогает другим, не столько делая что-нибудь конкретное: спонсоры изменяют других людей, распознавая или понимая нечто в них скрытое и затем служа им своего рода точкой референции.

Стиль лидерства спонсораиндивидуальный подход. Он предполагает сосредоточение внимания скорее на потребностях и потенциале человека, чем на задаче. Это включает персональное внимание к клиенту и отношение к нему как к уникальному человеку.

Генеративный коучинг*

Путешествие героя**

 

ПРОБУЖДЕНИЕ Миссия,

Духовность,

Системы большего масштаба

Пробуждающий Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и включает уровень видения, цели и духа.

Роль пробуждающего до некоторой степени предполагает наличие способностей коуча, преподавателя, ментора и спонсора, но имеет и другие параметры. Очевидно, что других пробудить невозможно, если вы сами еще спите. Пробуждающий «пробуждает» других через свою собственную целостность и конгруэнтность. Пробуждающий помогает другим людям осознать их миссию и видение, полностью осознавая собственное видение и миссию.

Стиль лидерства пробуждающего – «харизматическое» или «провидческое» лидерство. Провидческие лидеры имеют ощущение видения и миссии, что дает сотрудникам понимание цели. Харизматические или провидческие лидеры — образцы для подражания, за которыми хотят следовать другие люди. Их конгруэнтность и целостность помогают им завоевать уважение и доверие других людей.

Генеративный коучинг*

Путешествие героя**

 

 

Таким образом, наша личность обретает все более сложную структуру и карты наши обогащаются и расширяются. Это позволяет нам проживать нашу жизнь творчески и осознанно, а это и есть результат генеративного коучинга, а точнее процесс.

Царева Наталия, руководитель тренингового центра «Экология разума», тренер НЛП, бизнес-тренер, коуч международного уровня IAGC Russia