Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Бизнес-тренер» (подготовлен Минтрудом России 27.07.2022)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Бизнес-тренер».
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Министр | А.О. Котяков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от «___» ______N____
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Бизнес-тренер
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Осуществление просветительской деятельности для участников бизнес-процессов | ||
---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование знаний, отработка профессиональных умений и навыков, передача техник и технологий для повышения эффективности профессиональной деятельности, нацеленной на достижение определенных целей или задач в бизнес-процессе |
---|
Группа занятий:
1439 | Руководители иных сфер обслуживания, не входящие в другие группы | 2359 | Специалисты в области образования, не входящие в другие группы |
---|---|---|---|
(код ОКЗ*(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.41.9 | Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. |
---|---|
82.99 | Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки |
(код ОКВЭД*(2)) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Проведение бизнес-тренинга | 6 | Подготовка бизнес-тренинга | А/01.6 | 6 |
Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | А/02.6 | 6 | |||
Проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний, умений и отработке профессиональных навыков | А/03.6 | 6 | |||
Оценка эффективности бизнес-тренинга | А/04.6 | 6 | |||
В | Методическое обеспечение бизнес-тренинга | 6 | Разработка методических материалов и рекомендаций для бизнес-тренинга | В/01.6 | 6 |
Разработка методических материалов и рекомендаций для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | В/02.6 | 6 | |||
Разработка методических материалов и рекомендаций для проведения оценки эффективности бизнес-тренинга | В/03.6 | 6 | |||
С | Руководство процессом организации бизнес-тренинга | 7 | Управление процессом организации и проведения бизнес-тренинга | С/01.7 | 7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Проведение бизнес-тренинга | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
---|
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Бизнес-тренер Бизнес-тренер I категории Бизнес-тренер II категории Ассистент бизнес-тренера |
---|
Требования к образованию и обучению | Высшее образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки и повышению квалификации в области, соответствующей профессиональной деятельности |
---|---|
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года в области просветительской деятельности в сфере проведения бизнес-тренинга |
Особые условия допуска к работе | — |
Другие характеристики | Рекомендуется один раз в год повышение квалификации в сфере бизнес-тренинга |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2424 | Специалисты в области подготовки и развития персонала |
ЕКС*(3) | — | — |
ОКПДТР*(4) | — | — |
ОКСО*(5) | — | — |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Подготовка бизнес-тренинга | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Трудовые действия | Проведение анализа требований организации или физического лица (заказчиков) к проведению бизнес-тренинга | ||||
Определение темы, цели, задач, прогнозирование результата проведения бизнес-тренинга | |||||
Планирование материально-технического обеспечения процесса бизнес-тренинга | |||||
Планирование методического и визуального (слайд сопровождение, подготовленные листы флипчарта) обеспечения проведения бизнес-тренинга | |||||
Составление программы бизнес-тренинга по методическим рекомендациям | |||||
Подбор информации для проведения бизнес-тренинга | |||||
Подбор инструментов и методов просветительской деятельности, практических заданий для проведения бизнес-тренинга | |||||
Подбор учебно-методических материалов, в том числе с применением специализированных программных продуктов для проведения бизнес-тренинга | |||||
Составление сценария бизнес-тренинга по методическим рекомендациям | |||||
Передача знаний и навыков начинающему специалисту бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при подготовке к бизнес-тренингу | |||||
Необходимые умения | Определять цель, задачи и прогнозировать результат бизнес-тренинга в соответствии с требованиями заказчика | ||||
Планировать организационные, материально-технические и методические ресурсы для проведения бизнес-тренинга | |||||
Разрабатывать/составлять программу бизнес-тренинга по методическим рекомендациям | |||||
Определять и применять инструменты и методы для проведения бизнес-тренинга | |||||
Разрабатывать/составлять сценарии бизнес-тренинга по методическим рекомендациям | |||||
Определять способы и варианты визуальной демонстрации информации в процессе проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием специализированных программных продуктов | |||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренинга | ||||
Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну | |||||
Основные методические и научные подходы к подготовке и проведению бизнес-тренинга | |||||
Основные виды бизнес-тренинга | |||||
Технология бизнес-тренинга | |||||
Источники формирования компетенций | |||||
Особенности обучения взрослых | |||||
Техники коммуникации | |||||
Область знаний по соответствующему направлению бизнес-тренинга | |||||
Специализированные программные продукты для проведения бизнес-тренинга | |||||
Этика делового общения | |||||
Специализированные программные продукты и информационные ресурсы для поиска и систематизации данных и информации | |||||
Инструменты визуализации информации | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||
Трудовые действия | Определение методов, инструментов и форм оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга в рамках заданной темы | |||||
Проведение оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Анализ результатов оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Определение ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлен бизнес-тренинг | ||||||
Формирование отчета по итогам оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга для уточнения программы бизнес-тренинга | ||||||
Передача знаний и навыков начинающему специалисту бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые умения | Подбирать методы, применять инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | |||||
Исследовать уровень профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Определять ключевые показатели (компетенции), на изменение которых направлен бизнес-тренинг | ||||||
Составлять отчет по результатам анализа оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-тренинга | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации и локальные нормативные акты, регулирующие порядок работы с информацией и документацией, содержащий сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну также обработки персональных данных | ||||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров | ||||||
Методы, инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Основы формирования компетенций или источники компетенций | ||||||
Особенности обучения взрослых | ||||||
Область знаний по соответствующему направлению бизнес-тренинга | ||||||
Специализированные программные продукты и информационные ресурсы для проведения оценки профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Методы анализа больших данных при проведении оценки профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Этика делового общения | ||||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний, умений и отработке профессиональных навыков | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка технических средств методических материалов, необходимых для проведения бизнес-тренинга |
---|---|
Обеспечение участников бизнес-тренинга необходимыми методическими материалами | |
Проведение бизнес-тренинга согласно подготовленному сценарию | |
Применение технических средств, программных продуктов, необходимых при проведении бизнес-тренинга | |
Использование инструментов и методов бизнес-тренинга при проведении бизнес-тренинга | |
Управление групповой динамикой (системой поведенческих и психологических процессов, происходящих внутри одной группы людей) | |
Проведение комплекса мероприятий по закреплению новых знаний и умений участников, полученных в процессе проведения бизнес-тренинга | |
Передача знаний и навыков начинающему специалисту бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний и умений и отработке профессиональных навыков | |
Необходимые умения | Управлять поведенческими и психологическими процессами |
Применять инструменты бизнес-тренинга для эффективного усвоения материала участниками | |
Применять техники визуальной демонстрации информации в процессе бизнес-тренинга, в том числе с использованием специализированных программных продуктов | |
Управлять проблемными ситуациями и процессом взаимодействия с участниками бизнес-тренинга | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-тренинга |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, содержащими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |
Санитарно-эпидемиологические требования к пространству (помещению) для проведения бизнес-тренинга | |
Виды технических средств для проведения бизнес-тренинга и правила их безопасной эксплуатации | |
Виды и формы учебно-методического материала для проведения бизнес-тренинга | |
Основные методические и научные подходы к проведению бизнес-тренинга | |
Техники и приемы ораторского мастерства | |
Техники управления групповой динамикой | |
Техники коммуникации | |
Область знаний по соответствующему направлению бизнес-тренинга | |
Особенности обучения взрослых | |
Модели обратной связи | |
Технология бизнес-тренинга | |
Принципы и приемы публичной презентации | |
Виды, способы и формы мероприятий по закреплению новых знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | |
Этика делового общения | |
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | |
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Оценка эффективности бизнес-тренинга | Код | A/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Определение цели оценки эффективности бизнес-тренинга |
---|---|
Определение модели, способов, методов и инструментов оценки эффективности бизнес-тренинга | |
Проведение сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренинга | |
Подбор инструментов оценки полученных знаний и умений, а также для анализа вовлеченности участников бизнес-тренинга и их готовности применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности | |
Проведение оценки эффективности бизнес-тренинга | |
Анализ результатов проведенного бизнес-тренинга | |
Передача знаний и навыков начинающему специалисту бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведение анализа эффективности проведенного бизнес-тренинга | |
Анализ соответствия результатов бизнес-тренинга требованиям заказчика | |
Составление отчетности для заказчика, содержащей результаты эффективности бизнес-тренинга, включая рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | |
Необходимые умения | Выбирать модель, способы, методы и инструменты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга |
Применять способы, методы и инструменты сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренинга | |
Применять инструменты для оценки вовлеченности участников бизнес-тренинга и их готовности применять в профессиональной деятельности полученные знания, умения и навыки | |
Разрабатывать критерии оценки эффективности бизнес-тренинга | |
Проводить расчеты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |
Анализировать и оценивать соответствие результатов проведенного бизнес-тренинга требованиям и установленным критериям заказчика | |
Формировать рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков участниками бизнес-тренинга | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-тренинга |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | |
Модели, способы и инструменты оценки эффективности бизнес-тренинга | |
Инструменты оценки вовлеченности участников и их готовности применять в профессиональной деятельности, полученные в процессе бизнес-тренинга знания, умения и навыки | |
Методы анализа больших данных для оценки эффективности бизнес-тренинга | |
Методы оценки и измерения показателей эффективности бизнес-тренинга | |
Область знаний по соответствующему направлению бизнес-тренинга | |
Техники коммуникации | |
Этика делового общения | |
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Методическое обеспечение бизнес-тренинга | Код | B | Уровень квалификации | 6 |
---|
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||
Возможные наименования должностей, профессий | Методист бизнес-тренинга Специалист по методологии бизнес-тренинга |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки и повышению квалификации в области, соответствующей профессиональной деятельности |
---|---|
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года в сфере организации и (или) проведения бизнес-тренинга |
Особые условия допуска к работе | — |
Другие характеристики | Рекомендуется один раз в год повышение квалификации в сфере бизнес-тренинга |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2359 | Специалисты в области образования, не входящие в другие группы |
ЕКС | — | — |
ОКПДТР | 24080 | Методист |
24089 | Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки | |
ОКСО | — | — |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Разработка методических материалов и рекомендаций для бизнес-тренинга | Код | В/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||
Трудовые действия | Разработка локальных нормативных актов, регулирующих условия и порядок проведения бизнес-тренинга, их актуализация | |||||
Исследование рынка услуг бизнес-тренингов | ||||||
Применение результатов исследования рынка услуг бизнес-тренингов для составления методических материалов и рекомендаций | ||||||
Разработка методических рекомендаций для проведения анализа требований организации или физического лица (заказчика) к проведению бизнес-тренинга | ||||||
Разработка методических рекомендаций для составления программы и сценария бизнес-тренинга | ||||||
Создание и ведение информационных баз данных методических материалов для бизнес-тренинга | ||||||
Разработка методических материалов и рекомендаций для проведения практических заданий, упражнений и ситуационных моделей, применяемых в процессе бизнес-тренинга | ||||||
Разработка и формирование методических рекомендаций для специалиста бизнес-тренера по организации, подготовке и проведению бизнес-тренинга | ||||||
Передача знаний и навыков начинающему специалисту методисту бизнес-тренинга и осуществление координации его деятельности при разработке методических материалов и рекомендаций для бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые умения | Анализировать исследования рынка услуг бизнес-тренингов для составления методических материалов и рекомендаций | |||||
Разрабатывать и формировать методические рекомендации для проведения анализа требований организации или физического лица (заказчика) к проведению бизнес-тренинга | ||||||
Разрабатывать методические материалы и рекомендации для составления программы и сценария бизнес-тренинга | ||||||
Разрабатывать методические рекомендации и материалы по организации, подготовке и проведению бизнес-тренинга | ||||||
Разрабатывать методические материалы практических заданий, упражнений и ситуационных моделей для бизнес-тренинга | ||||||
Разрабатывать методические рекомендации по проведению практических заданий, упражнений, ситуационных моделей в процессе бизнес-тренинга | ||||||
Составлять проекты локальных нормативных актов, организационно-методических документов по условиям и порядку проведения бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-тренинга | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | ||||||
Методология разработки программы, сценария и методических материалов для бизнес-тренинга | ||||||
Технологии и модели бизнес-тренинга | ||||||
Источники разработки компетенций | ||||||
Особенности обучения взрослых | ||||||
Методика разработки практических заданий, упражнений и ситуационных моделей для бизнес-тренинга | ||||||
Техники коммуникации | ||||||
Этика делового общения | ||||||
Технологии визуализации информации | ||||||
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Разработка методических материалов и рекомендаций для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||
Трудовые действия | Разработка методических рекомендаций по подбору инструментов, в том числе тестов, опросников, игр и активностей для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | |||||
Разработка методических рекомендаций для определения метода или методики оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Разработка методических материалов и рекомендаций для создания системы оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Передача знаний и навыков начинающему специалисту методисту бизнес-тренинга и осуществление координации его деятельности при разработке методических материалов и рекомендаций для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые умения | Составлять методические рекомендации и материалы для оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | |||||
Определять методы и методики оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Разрабатывать методические материалы и рекомендации по применению методов, методик и инструментов для проведения оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-тренинга | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | ||||||
Виды, методы, способы и инструменты оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Методология разработки систем оценки (критериев оценки) уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга | ||||||
Особенности обучения взрослых | ||||||
Этика делового общения | ||||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Разработка методических материалов и рекомендаций для проведения оценки эффективности бизнес-тренинга | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Трудовые действия | Подбор методов для определения ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлен бизнес-тренинг | ||||
Разработка методических рекомендаций для определения ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлен бизнес-тренинг | |||||
Подбор модели оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |||||
Разработка методических рекомендаций по применению модели оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |||||
Определение методов и способов оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |||||
Разработка методических рекомендаций по применению методов и способов оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |||||
Выбор инструментов для оценки усвоения участниками новых знаний и умений (компетенций) и их готовности применять в профессиональной деятельности новые знания и умения, полученные в процессе бизнес-тренинга | |||||
Разработка методических рекомендаций по применению инструментов для проведения оценки усвоения участниками новых знаний и умений (компетенций) и их готовности применять в профессиональной деятельности новые знания и умения, полученные в процессе бизнес-тренинга | |||||
Разработка и формирование методических материалов и методических рекомендаций для проведения оценки эффективности бизнес-тренинга, включая изменения организационного поведения участников после проведенного бизнес-тренинга | |||||
Необходимые умения | Определять методы определения ключевых показателей, на изменение которых был направлен бизнес-тренинг | ||||
Составлять методические материалы и рекомендации по применению методов определения ключевых показателей, на изменение которых был направлен бизнес-тренинг | |||||
Подбирать инструменты для проведения оценки усвоения полученных участниками знаний и умений в процессе бизнес-тренинга и готовности применять их в профессиональной деятельности | |||||
Разрабатывать методические материалы и рекомендации для применения подобранных моделей, методов, способов и инструментов для проведения оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |||||
Разрабатывать методические материалы и рекомендации для проведения оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга | |||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся бизнес-тренинга | ||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну обработки персональных данных | |||||
Модели оценки эффективности бизнес-тренинга | |||||
Методы и способы оценки эффективности бизнес-тренинга | |||||
Методика разработки инструментов оценки эффективности бизнес-тренинга | |||||
Этика делового общения | |||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям. |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Руководство организацией бизнес-тренинга | Код | C | Уровень квалификации | 7 |
---|
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Возможные наименования должностей, профессий | Руководитель учебного центра организации Руководитель тренингового центра Заместитель генерального директора Генеральный директор | ||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование — специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в сфере бизнес-тренинга | ||||
Требования к опыту практической работы | Не менее трех лет работы в сфере менеджмента, управления персоналом, управления проектами, бизнес-тренинга | ||||
Особые условия допуска к работе | — | ||||
Другие характеристики | Рекомендуется один раз год повышение квалификации в сфере бизнес-тренинга |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 1120 | Руководитель учреждений, организаций и предприятий |
ЕКС | — | Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия |
ОКПДТР | 21422 | Директор (начальник) курсов |
20561 | Генеральный директор программ | |
20745 | Главный директор программ | |
21580 | Директор учебного пункта | |
21581 | Директор (начальник) учебного (учебно-тренировочного) центра | |
ОКСО | — | — |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Управление процессом организации и проведения бизнес-тренинга | Код | C/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||
Трудовые действия | Подготовка предложений по бизнес-тренингу в соответствии с требованиями заказчика | |||||
Обеспечение процесса проведения бизнес-тренинга методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами | ||||||
Привлечение специалистов соответствующего профиля деятельности для проведения бизнес-тренинга | ||||||
Решение текущих задач (подготовка документации, заключение договоров, согласование условий, контроль) при организации и проведении бизнес-тренинга | ||||||
Контроль за обеспечением методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также за процессом бизнес-тренинга | ||||||
Контроль за процессом подготовки и проведения бизнес-тренинга | ||||||
Предоставление отчетности по результатам проведенного бизнес-тренинга заказчику | ||||||
Необходимые умения | Организовывать процесс подготовки и проведения бизнес-тренинга | |||||
Контролировать материально-техническое и финансовое обеспечение бизнес-тренинга | ||||||
Осуществлять контроль за проведением бизнес-тренинга | ||||||
Составлять отчет или организовывать составление отчета о результатах проведенного бизнес-тренинга | ||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в части регулирования бизнес-тренинга | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок работы со сведениями, составляющими государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, обработки персональных данных | ||||||
Технологии управления процессами организации и проведения бизнес-тренинга | ||||||
Методы управления проектами | ||||||
Основы финансового планирования | ||||||
Особенности обучения взрослых | ||||||
Модели бизнес-тренинга | ||||||
Методы, формы и средства бизнес-тренинга | ||||||
Этика делового общения | ||||||
Техники и приемы коммуникации | ||||||
Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||||
Основы документооборота | ||||||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы: — соблюдать конфиденциальность информации, в том числе, не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента); — проявлять честность, порядочность и добросовестность в профессиональных и деловых отношениях; — соблюдать этику делового общения; — не вводить в заблуждение заказчика (клиента); — не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды; — не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем и (или) заказчиком (клиентом); — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком (клиентом); — не совершать действий, которые наносят урон репутации организации; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег. |
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, город Москва |
---|
Вице-президент М.А. Фатеев |
4.2. Наименования организаций-разработчиков | |
---|---|
1 | Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», город Москва |
2 | АНО ДПО «Медицинский институт святителя Луки (корпоративный университет)», город Москва |
3 | АНО ДПО «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей», город Москва |
4 | АНО «Центр оценки квалификаций», город Москва |
5 | АНО «Центр развития профессиональных квалификаций», город Москва |
6 | ИП Дудин Алексей Сергеевич «Мастерская риторики и публичных выступлений «Меткое слово», Волгоградская область |
7 | ИП Егорченко Татьяна Николаевна, Кемеровская область |
8 | ИП Столяр Ирина Анатольевна «Центр бизнес-развития и коучинга Ирины Столяр», Тюменская область |
9 | Некоммерческое партнерство «Сообщество бизнес-тренеров», город Москва |
10 | ООО «Международный институт менеджмента», город Москва |
11 | ООО «Тренинговая компания «Про-актив», город Санкт-Петербург |
12 | Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, г. Москва |
——————————————-
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Минтруд представил проект профстандарта для бизнес-тренеров. Цель деятельности — формирование знаний, отработка профессиональных умений и навыков, передача техник и технологий для повышения эффективности профессиональной деятельности, нацеленной на достижение определенных целей или задач в бизнес-процессе. Определяются трудовые функции, квалификационные требования.